Настоящий стандарт распространяется на клиновые вентиляторные ремни (далее - ремни) и шкивы, предназначенные для передачи движения от вала двигателя к агрегатам автомобилей, тракторов и комбайнов.
Ремни, предназначенные для районов с умеренным и тропическим климатом, работоспособны при температуре окружающего воздуха (вне моторного отсека) от -50 до +60 °C при условии предварительного прогрева двигателя перед запуском при температуре ниже -30 °C, при этом температура под капотом в зоне расположения ремня должна быть не более 80 °C.
Ремни, предназначенные для районов с холодным климатом, работоспособны при температуре окружающего воздуха (вне моторного отсека) от -60 до +40 °C.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Ремни должны изготовляться в соответствий с требованиями настоящего стандарта по технологической документации, утвержденйой в установленном порядке.
В зависимости от соотношения ширины и высоты ремни выпускаются двух типов:
I - узких сечений;
II - нормальных сечений;
В зависимости от применяемых материалов и технологии изготовления двух классов:
1 - с полианидным кордшнуром;
2 - с полиэфирным кордшнуром.
Примечание. При проектировании новых машин использовать ремни типа II не следует.
Основные параметры и размеры
Размеры сечений ремней и предельные отклонения должны соответствовать размерам, указанным на черт. 1 и в табл. 1.
|
Черт. 1
W - ширина большего основания, мм;
Wp - расчетная ширина ремня, мм;
T - высота ремня, мм;
α - угол клина ремня, град. |
Таблица 1. Размеры, мм
Тип ремня |
Обозначение сечения |
W справоч. |
Wp |
T |
α (пред. откл. ±1°) |
номин. |
пред. откл. |
номин. |
пред. откл. |
номин. |
I |
8,5X8 |
10,5 |
8,5 |
+0,6 -0,4 |
8,0 |
±0,5 |
40° (38°)* |
11,0×10 |
13,0 |
11,0 |
+0,6 -0,4 |
10,0 |
±0,6 |
14,0×13 |
17,0 |
14,0 |
+0,7 -0,5 |
13,0 |
±0,6 |
II |
12,5×9,0 |
15,0 |
12,5 |
+0,6 -0,5 |
9,0 |
±0,6 |
40° |
14,0×10,0 |
17,0 |
14,0 |
+0,7 -0,5 |
10,0 |
±0,6 |
16,0×11,0 |
19,0 |
16,0 |
+0,8 -0,5 |
11,0 |
±0,75 |
19,0×12,5 |
22,0 |
19,0 |
+0,8 -0,5 |
12,5 |
±0,75 |
21,0×14,0 |
25,0 |
21,0 |
+0,9 -0,6 |
14,0 |
±1,0 |
* Вводится с 01.01.97.
Примечание. Предельные отклонения размеров сечения ремней приведены только для проектирования технологической оснастки и измерительных шкивов.
За расчетную ширину Wp ремня, находящегося под натяжением, принята ширина его поперечного сечения на уровне несущего слоя, который не изменяется при изгибе ремня и расположен приблизительно на расстоянии 1/3Т от большего основания.
Ремни всех сечений, кроме 8,5×8 и 12,5×9, должны изготовляться с нарезным зубом. По требованию потребителя изготовляют ремни гладкими.
Размеры зубьев должны соответствовать указанным на черт. 2 и в табл. 2.
|
Черт. 2
t - высота сечения между зубьями;
b - ширина паза;
p - шаг зуба. |
Таблица 2.
Тип ремня |
Обозначение сечения |
t (пред. откл. ±1) |
b |
p |
I |
11×10 |
4 |
2-5 |
8-12 |
14×13 |
5 |
3-5 |
8-12 |
II |
14×10 |
4 |
2-5 |
8-12 |
16×11 |
4 |
2-5 |
12-16 |
19×12,5 |
5 |
3-5 |
12-16 |
21×14 |
5 |
3-5 |
12-16 |
Примечание. В одном и том же ремне разрешается отклонение по шагу зуба не более 2,5 мм для каждого сечения по ширине паза не более 1,0 мм. Разрешается в двух местах ремня отклонение шага зуба до 50 % и увеличение высоты сечения между зубьями до номинальной высоты ремня.
Ремни исполнения ХЛ, предназначенные для эксплуатации в районе с холодным климатом, должны изготовляться гладкими.
Расчетные длины Lp ремней типа I, должны соответствовать табл. 3
Таблица 3.
Lp, мм |
Сечение ремня |
8,5×8 |
11×10 |
14×13 |
710 |
+ |
- |
- |
730 |
+ |
- |
- |
750 |
+ |
+ |
- |
775 |
+ |
+ |
- |
800 |
+ |
+ |
- |
825 |
+ |
+ |
- |
850 |
+ |
+ |
- |
875 |
+ |
+ |
- |
900 |
+ |
+ |
- |
925 |
+ |
+ |
- |
950 |
+ |
+ |
- |
975 |
+ |
+ |
- |
1000 |
+ |
+ |
+ |
1030 |
+ |
+ |
+ |
1060 |
+ |
+ |
+ |
1090 |
+ |
+ |
+ |
1120 |
+ |
+ |
+ |
1150 |
+ |
+ |
+ |
1180 |
+ |
+ |
+ |
1220 |
+ |
+ |
+ |
1250 |
+ |
+ |
+ |
1280 |
+ |
+ |
+ |
1320 |
+ |
+ |
+ |
1360 |
+ |
+ |
+ |
1400 |
+ |
+ |
+ |
1450 |
+ |
+ |
+ |
1500 |
- |
+ |
+ |
1550 |
- |
+ |
+ |
1600 |
- |
+ |
+ |
1650 |
- |
+ |
+ |
1700 |
- |
+ |
+ |
1750 |
- |
+ |
+ |
1800 |
- |
+ |
+ |
1850 |
- |
+ |
+ |
1900 |
- |
+ |
+ |
1950 |
- |
+ |
+ |
2000 |
- |
+ |
+ |
По согласованию изготовителя с потребителем разрешается изготовлять ремни с другими расчетными длинами. При этом разность длин выбранного ремня и ближайшего ремня по табл. 3 должна быть не менее 15 мм.
Для машин, находящихся в эксплуатации, допускается изготовлять ремни с расчетными длинами, указанными в табл. 4.
Таблица 4. мм
Расчетные длины ремней (Lp) сечений |
8,5×8 |
11×10 |
14×13 |
12,5×9 |
14×10 |
16×11 |
19×12,5 |
21×14 |
670 833 933 1018 13,48 |
1045 1595 1775 1780 |
- - - - |
5196 665 826 835 925 975 1090 1120 |
602 875 887 937 987 1080 1037 1060 1090 1098 1120 1287 1400 1437 |
1043 1060 1090 1103 1120 1163 1180 1198 1220 1260 1403 1450 1650 |
973 1110 1120 1220 1360 1450 1550 |
975 1030 1303 1400 1450 1650 1735 1950 |
Разность между расчетной и внутренней длинами ΔL* |
33 |
45 |
56 |
35 |
37 |
43 |
48 |
53 |
* - для проектирования оснастки.
Предельные отклонения по длине ремней и наибольшая разность между длинами комплектуемых ремней должны соответствовать указанным в табл. 5.
Таблица 5.
Lp |
Разность длин комплектуемых ремней, не более |
номин. |
пред. откл. |
Не более 1000 |
±6,0 |
2 |
Св. 1000 до 1250 |
±6,0 |
3 |
» 1250 » 1500 |
±8,0 |
3 |
» 1500 » 2000 |
±10,0 |
4 |
Характеристика.
Ремни должны состоять из несущего слоя на основе корд-шнуров их химических волокон, резины и оберточной ткани. Расположение несущего слоя (кордшнуров) проверяют в процессе изготовления ремней.
Боковые (рабочие) поверхности должны быть без складок, трещин, выпуклостей, торчащих нитей.
При диафрагменном способе вулканизации с применением складных пресс-форм на ремнях разрешаются выступы от стыка сегментов барабанных форм высотой не более 0,2 мм на боковых поверхностях и не более 0,5 мм на нижнем основании, а также резиновые выпрессовки на нижнем основании и боковых поверхностях шириной не более 0,5 мм, высотой не более 1,0 мм.
Продольный шов должен быть на нерабочей поверхности ремня.
Большее основание ремня на прямом участке должно быть прямолинейным или выпуклым. Высота выпуклости должна быть не более 1,5 мм.
Ремни, предназначенные для Министерства Обороны, должны иметь тропическое исполнение, при этом применяемые резины должны соответствовать требованиям ГОСТ 15152.
Разрешается применять ремни в тропическом исполнении для районов с умеренным климатом.
Температурный предел хрупкости резины слоя сжатия ремней, предназначенных для районов с холодным климатом, должен быть не выше минус 60 °C.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. (рекомендуемое)
Допускаемые отклонения внешнего вида на основаниях ремней, не влияющие на их эксплуатационные свойства
Наименование отклонения |
Значение отклонения для ремня |
1-го сорта |
2-го сорта |
1. Складки |
Допускаются длиной: не более 30 мм в количестве не более двух на 1 м ремня и не более четырех на всю длину ремня |
Допускаются длиной: не более 50 мм в количестве не более двух на 1 м ремня и не более шести на всю длину ремня |
2. Углубления |
Допускаются не более 1 мм; углубления более 1 мм допускаются на участках не более 3% поверхности без повреждения оберточного тканевого слоя |
3. Возвышения, отпечатки от включений |
Допускаются высотой и глубиной не более 1 мм; возвышения и отпечатки более 1 мм допускаются на участках не более 6% поверхности |
4. Расхождение продольного стыка слоя оберточной ткани ремней |
Не допускаются |
Допускаются на участках не более 5% от расчетной длины ремня по ширине не более 3мм |
5. Сдир фрикции на поверхности ремня |
Допускается не более чем на 10% поверхности ремня |
6. Утолщения в местах стыка оберточной ткани |
Допускаются высотой не более 0,8мм |
7. Вмятины |
Допускаются глубиной не более 1,0мм без повреждения оберточной ткани |
8. Тканевые заусенцы и следы от обрезки |
Допускаются, не более чем на 10% поверхности ремня толщиной не более 1мм |
9. Радиусы закругления углов при ширине основания ремней: более 14мм, 14мм и менее |
Не более 1,6 мм у большего основания и не более 1,0мм у меньшего основания Не более 1,0мм |
10. Смещение шва продольного на боковую грань |
Не допускается |
Допускается не более 1мм |
11. Бахрома оберточной ткани на кромках зубьев |
Допускается не более 2мм |
Примечание. Для автомобильной техники Министерства обороны ремни 2-го сорта не применять. |